- Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка предполагает рассмотрение ребёнка как целостности, требующей взаимосвязи всех организованных воздействий на него. При этом оздоровление и воспитание взаимно дополняют друг друга.
Условия его реализации:
- Все субъекты его деятельности должны быть взаимно информированы о решении профессиональных задач.
- Оценка эффективности летнего отдыха и оздоровления детей должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
- Необходима специальная психолого-педагогическая и медицинская подготовка организаторов летнего отдыха детей.
- Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальности, возрастных особенностей и возможностей требует целенаправленной работы по созданию условий для реализации ребёнком своих потенциалов в разнообразных видах деятельности при достаточно эффективном психолого-педагогическом сопровождении.
Условия его реализации:
- Вариативность выбора способа самореализации в различных видах деятельности.
- Сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей.
- Постоянная коррекция воздействий на каждого ребенка, происходящих в его здоровье и психике.
- Принцип самореализации и включённости ребёнка в реальные социально значимые отношения требует развития самостоятельности и инициативы детей, включение их в процесс организации жизнедеятельности временного детского коллектива.
Условия его реализации:
- Развитие детского самоуправления.
- Наличие перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок отдельно, так и инициативная группа детей.
- Наличие стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.
- Принцип сочетания защиты и социального развития детей требует наряду с созданием защищающей ребёнка социальной среды опору на активность самого ребёнка, что способствует его социальному закаливанию.
Условия его реализации:
- Сочетание общей социально-защитной деятельности, направленной на создание социального благополучия всех детей, с целевой социальной защитой детей, нуждающихся в специальной помощи (дети-сироты, опекаемые дети, дети группы риска, и т. п.).
- Включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях.
- Стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определении своей позиции и способа адекватного поведения в различных условиях.
- Оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений, в своём поведении в сложных жизненных ситуациях.
- Принцип воспитание «без принуждения» через педагогику сотрудничества, через увлечение детей, через погружение в мир творчества.
Условия его реализации:
- Добровольность включения ребёнка в ту или иную деятельность.
- Доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, основанном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижения поставленных задач.
- Оптимистическая стратегия в определении поставленных задач.
- Предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия.
- Учёт интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение новых интересов.